Все о франчайзинге

Все о франчайзинге

В любом государстве, на любом предприятии экономика и финансы всегда занимали главенствующее положение. И всегда велись попытки найти наиболее выгодное их вложение, особенно, если речь идет о развитии бизнеса. В последнее время все более популярным в бизнес среде становится такое явление, как франшиза или франчайзинг. Многие предприниматели обращаются к этому виду партнерства с целью сэкономить собственные средства и одновременно быть уверенными в том, что их дело будет успешно развиваться. Что же кроется под понятием «франчайзинг» и как именно он помогает бизнесу? Прежде всего, следует отметить, что франчайзинг относится к довольно своеобразной технологии предпринимательства, поэтому нелишним будет рассмотреть некоторые его понятия. Если предприниматели обращаются для развития и поддержки своего бизнеса к технологии франчайзинга, то перед ними открыты два пути осуществления данного партнерства. Первый заключается в том, что бизнес-идея с самого начала вводится в эксплуатацию в форме франшизного предприятия. А второй путь предполагает, что уже действующий бизнес качественно преобразовывается и вливается в систему франшизной компании с целью его успешного развития или расширения. Перед тем, как  решить вопрос об организации сети франчайзи, любой франчайзер должен задуматься над тем, сможет ли его бизнес быть поделенным на части, а вместе с тем  приведен в систему, стандартизирован и детализирован. Также нужно ответить на вопрос, а реальным ли будет научить франчайзи ведению бизнеса всего за несколько недель? Кроме того, каким будет доход, и как он будет распределяться между франчайзером и франчайзи? А еще, при переходе готового бизнеса во франчайзинг, необходимо найти ответ на вопрос, насколько эффективнее станет бизнес при совершении конвертации и станет ли вообще? Для того чтобы развитие и расширение бизнеса с помощью франшизы можно было осуществить, он должен соответствовать определенным требованиям. Прежде всего, у данного бизнеса должны иметься характерные черты, свой особый стиль, способы и методы ведения, т.е. все то, что выделяет его на фоне остальных предприятий и делает узнаваемым среди потенциальных потребителей. Прибыль должна быть такой, чтобы можно было вернуть первичные и поточные расходы финансовых средств не только франчайзера, но и франчайзи. Более того, ее должно хватить на оплату труда франчайзи и всех тех платежей, которые будут поступать от франчайзи франчайзеру. Кроме того, успех того или иного бизнеса должен быть подтвержден историей его существования и будущей практикой. Также для внедрения идеи о расширении бизнеса в эффективно действующий франчайзинг, понадобится  на деле доказать его перспективность и надежность.  Другими словами, потребуется запустить в практику, так называемый, пилотный проект, деятельность которого должна будет подтвердить наличие спроса на производимую продукцию. Кроме того, данный проект призван также доказать, что методам ведения бизнеса вполне реально в самые краткие сроки обучить франчайзи, у которого нет опыта в этом деле. И еще одной задачей пилотного проекта является проверка франчайзи на момент окупаемости вложенных в бизнес средств за определенный отрезок времени. Другими словами, пилотный проект – это основанная для эксперимента компания, в деятельности которой прорабатываются те главные элементы ведения бизнеса, которые будут действовать в дальнейшем во франшизной сети. К ним можно отнести такие, как функционирование, менеджмент и маркетинг. Первый элемент включает в себя поиск площадки для открытия франшизного предприятия, планировку его помещений, монтаж необходимого оборудования, подбор будущего персонала, обеспечение необходимыми материалами и многое другое. К менеджменту относится, в частности, ведение бухгалтерского и внутрифирменного учета, система по обучению персонала, а также система контроля, осуществляемого франчайзером. И к последнему элементу – маркетингу – можно отнести имидж предприятия, его рекламирование, продвижение его товаров или услуг. Кроме того, во время существования пилотного проекта определяются и приемлемые параметры планировки помещения предприятия, правильное расположение в нем оборудования, а также внутренний и внешний дизайн предприятия. Более того, деятельность пилотного предприятия дает франчайзеру возможность описать полное руководство по его функционированию, на основе которого в дальнейшем будет создан специальный документ -  "франшизный пакет". Как правило, на формирование окончательного варианта «франшизного пакета» у франшизера уходит около года с момента открытия пилотного предприятия. Основная часть прибыли  франчайзера складывается из количества созданных им сетей франчайзи. Схема проста – чем шире сеть, тем больше размер доходов. В первое время при запуске сетей своих предприятий франчайзеру не удастся избежать финансовых потерь, т.к. на создание системы франчайзинга уйдет немалое количество средств. При этом окупить их иногда не в состоянии даже успешно функционирующие первые предприятия-франчайзи. В некоторых случаях на возвращение затрат уходит несколько лет. Зато в дальнейшем, по мере того, как сеть предприятий будет набирать обороты, франчайзер начнет получать первые доходы. Как свидетельствует мировая практика развития франчайзинга, размер прибыли, получаемой франчайзером, будет расти быстрее, чем его же материальные затраты на дальнейшее развитие бизнеса. Даже, несмотря на то, что в год будет появляться всего несколько (от 3 до 6) новых предприятий-франчайзи. Например, в США в успешно функционирующих франчайзинговых предприятиях насчитывается, в среднем, от нескольких десятков до нескольких сотен предприятий-франчайзи. А есть и предприятия, имеющие около тысячи своих филиалов по всей стране. При этом персонал, который понадобится франчайзеру для осуществления руководства пятью предприятиями-франчайзи, не потребует значительного расширения при управлении сетью, скажем, из 50 предприятий. Таким образом, богатство франчайзера напрямую зависит от количества открытых им точек. Прибыль франчайзера складывается из двух основных компонентов, к которым относится первоначальное вложение средств в развитие сети предприятий, а также постоянные периодические платежи. Первостепенным вопросом при разработке проекта франчайзинга является установление размеров этих платежей. Немаловажным является и создание оптимального равновесия между интересами франчайзора и франчайзи. Дело в том, что вся система франчайзинга направлена на одну единственную конечную цель -  получение максимально больших по размеру доходов. Как результат, размеры доходов франчайзера определяются качеством и составом предоставляемых услуг предприятиями-франчайзи. Считается, что данная прибыль должна быть такой, чтобы с ее помощью можно было погасить расходы франчайзера на само создание сети предприятий. Как правило, минимальный первоначальный взнос при открытии сети предприятий составляет около 5-10% от общей суммы пакета услуг, т.е. от общего объема вложенных средств, необходимых для запуска предприятий-франчайзи. Кроме того, на размер первого взноса влияет вид деятельности будущих предприятий, а также схема, по которой будет осуществляться ведение бизнеса. В среднем, понадобится сумма от нескольких тысяч долларов до нескольких сотен тысяч долларов США. Впрочем, известны случаи, когда этот взнос составлял порядка миллиона долларов США. Основная прибыль франчайзера состоит из текущих платежей, которые обозначаются термином "роялти". Как правило, размер роялти в среднем достигает 6-7% от валового объема продаж предприятий-франчайзи. Но возможным является и определение фиксированного размера или, так называемого, минимального лимита роялти. Бывают случаи, когда франчайзер получает прибыль в виде наценки на производимые им товары или услуги при их перепродаже предприятиям-франчайзи. Многие компании-франчайзеры также тратят средства на рекламирование своего предприятия и маркетинг. При этом компенсацию по расходам несет обычно предприятие-франчайзи. Размер компенсации может колебаться от 1,2 до 1,4% от общего объема реализованных товаров. Основная проблема, с которой сталкивается франчайзи – это финансы на приобретение франшизы. Разрешить ее можно с помощью банковского кредита, правда, для его получения потребуется предоставление жизнеспособного бизнес-плана. При этом важным моментом является способность франчайзи инвестировать определенную часть из собственного «кармана». Доля подобной инвестиции, как правило, составляет треть от необходимой суммы. А при отборе предприятий-франчайзи учитывается его персональная финансовая ответственность. Главное, что, пожалуй, стоит помнить предприятию, собравшемуся расширять свой бизнес с помощью франшизы, это то, что, несмотря на проверенную эффективность данной концепции, она не может гарантировать успех на все 100%. Поэтому, перед принятием решения о переходе бизнеса на франшизную основу, стоит задуматься, насколько данная модель ведения бизнеса подойдет конкретному предприятию, а также о том, готово ли данное предприятие взять на себя финансовые издержки и ответственность, связанные с франчайзингом.